Описание картины Павла Федотова «Завтрак на столе» (Завтрак аристократа)

imagesfedotova-zavtrak-aristokrata-thumb.jpg

Заслышав шаги гостя, аристократ прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере..

После успеха картины «Сватовство майора», Федотов перебирав свои наброски решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Однако Федотов не соблазнился таким ходом. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна Он показал не самое событие, не явление гостя, а момент, ему предшествующий. Федотов отказывается от карикатурного решения, как более простого. У Федотова колористическое решение переосмысляется на принципиально иной основе.

Однако вскоре отношение к творчеству Федотова резко переменилось. Особенно старался журнал «Москвитянин», называя живопись Федотова «временной», заявляя, что ей «не может быть места в христианском обществе». И все же Павел Андреевич продолжал работать, находясь во власти своих замыслов.

Когда Коршунов заболел, Павел Андреевич, никогда не бравший денег в долг, впервые взял, чтобы выкупить дорогое лекарство. Любопытные прохожие останавливались, слушали, и скоро их набралось много. Федотов не замечал.

Он впустил зевак в садик: пусть слушают музыку хозяина, но чтобы дали за это денщику «на чай». К обеду он подал Павлу Андреевичу хорошее вино и закуску. Федотов не был столь мечтателен и отрешен от жизни, чтобы не удивиться яству. Пришлось Коршунову выкладывать правду. Изобразил момент, когда хозяин сидит в роскошно-показном интерьере, но, услышав шаги незваного гостя, прячет кусок черного хлеба, составлявший весь его завтрак.

Среди нищих аристократов имелись и друзья художника: офицеры, писатели, живописцы, –– безалаберные и бескорыстные. Картина «Анкор, еще анкор!» целостна по цвету — мутно-красному, и зловещему эмоциональному настрою.

3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником.

Описание картины Павла Федотова «Завтрак на столе» (Завтрак аристократа)

В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг.

В 1848 году Совет Академии единогласно признал художника академиком, и после выставки имя Федотова стало известно широкой публике, в журналах появились хвалебные статьи критиков. Поэзия Федотова гораздо ниже созданий его карандаша и кисти, однако и ей присущи те же достоинства. Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым.

П. А. Федотов. Завтрак аристократа

Все это было очень близко Федотову, все это он уже не раз высмеивал — тщеславие, суетность, жизнь напоказ, вранье, неблагополучие под личиной внешнего блеска.

В результате человеческие слабости, звучащие в контрасте с любовно переданным предметным окружением, видны, быть может, сильнее, чем если бы художник избрал гротесково-карикатурное решение. Виден не гость, а лишь пола его сюртука да рука в перчатке, отодвигающая портьеру. А хозяин — в кресле у стола, за которым он завтракал, перелистывая при этом дешевый романчик в желтой обложке.

Федотов Павел Андреевич. Завтрак аристократа: что на самом деле изображено на картине 2 минуты — Время на прочтение

Здесь еще раз проявляется важное отличие Федотова от следующих поколений жанристов, рассматривающих красоту искусства старых мастеров, их любование миром как «десерт, без которого можно обойтись». Картина не обещала стать событием и не стала. Мысль, почерпнутая из фельетона, была мелковата.

Так опытный музыкант проигрывает для практики трудные пассажи, радостно удостоверяясь в гибкости и бойкости своих пальцев, в подвластности им каждой клавиши. Новая картина — была передышкой перед чем-то иным, несравненно более высоким, что еще предстояло (он верил) осилить, но передышкой сладкой и, скорее всего, небесполезной. Но Брюллов любил пряный восточный колорит гаремов, экзотики извергающихся вулканов и переносил этот колорит и в свои портреты, чтобы усилить их эмоциональное звучание.

В результате у Федотова не стало заказов на рисунки. Пожалуй, нигде и никогда больше не достигал Федотов такого совершенства в передаче красоты материального мира, становящейся красотой самой картины. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Как-то раз Федотов в садике возле дома играл на гитаре. Он пытается в последнее мгновение как-то замаскировать улику — прикрыть книжкой ломоть черного хлеба, который составляет его завтрак.

Читайте также:

Еще по существу:

  • Откуда пошла примета? Птица в окно залетела.Откуда пошла примета? Птица в окно залетела. Если залетела в дом синица, это примета к смерти. И если он к кому-то залтетит в окно ,его выгонят или убьют Это жестоко. Если ласточка залетела в окно и сразу же улетела обратно, примета […]
  • О фильме, отзывы, смотреть видео онлайн на FilmО фильме, отзывы, смотреть видео онлайн на Film Всем привет! Очередной мой отзыв о фильме. В этом подразделе размещаются отзывы о фильме Стажёр. Я редко пишу отзывы на фильмы. Недавно посмотрела фильм Стажер, который хотела еще […]
  • Ручной метод микропигментирования бровейРучной метод микропигментирования бровей Но вот стоял вопрос, делать татуаж бровей или микроблейдинг? Ника, будем рады увидеть вас вновь в нашем салоне! Что это? Микроблейдинг – ручная техника микропигментирования бровей. Нужна […]